Главная arrow Летопись
 

. . . Главное меню . .

ГлавнаяНовостиСтатистикаРазвитие округаЛетописьИсторияМеждугородные рейсыДвижение поездовСправочнаяВидео блогКонтакты

Есть повод...

Праздники сегодня

Авторизация






vasha_reklama.gif

Анекдоты


Приметы

Интересные факты

Летопись

Печать E-mail
(26 голосов)
Автор Administrator   
17:09:2008 г.

 

ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА ЛОБВА

Ольга Дербенева

На Урале проживали лесорубы, кузнецы.

Сами Лобву создавали наши деды и отцы.

И построили заводы, чтобы легче стало жить.

Нам историю народа надо знать и дорожить.

Школы… садики… больница – стройки радовали глаз.

Приезжали к нам лечиться. Был и техникум у нас.

Годы пролетели быстро поражений и побед,

Юбилей звучит, как выстрел: Лобве нашей – 105 лет!

Силы, мужество утроим – вечным кризису не быть.

Что нарушилось – отстроим, еще лучше станем жить!

Громче хлопайте в ладоши – веселее даты нет.

Юбилей простой, хороший: Лобве нашей – 105 лет!

 

Лобвинский поселковый историко-краеведческий музей


По административно-территориальному делению с 1905 по 1917 годы поселок Лобва относился к Караульской волости Верхотурского уезда Пермской губернии.

С августа 1917 года при станции Лобва была создана особая Лобва - Лопаевская земская волость.

С 1924 года поселок Лобва относился к Новолялинскому району Нижнетагильского округа Уральской области.

В 1928 году Лобва получает статус рабочего поселка. А с 1934 года район, как и поселок, стал относиться к Свердловской области. На территории рабочего поселка Лобва постоянно проживало в 1939 году 514 человек. Из них женского пола со средним образованием было 196 человек, с высшим образованием - один человек; мужского пола со средним образованием 233 человека, с высшим - 21 человек.

До конца XVI столетия по долинам рек Ляля и Лобва не было ни единого русского селения. Здесь с глубокой старины, как и по всему Среднему Уралу, проживала малочисленная народность манси-вогулы. А так как река Лобва считалась притоком реки Ляля, то всех проживающих на современной территории новолялинского района именовали лялинские манси.

В 1595-1598 годы через верховья реки Лобва и дальше по долине реки Ляля была проложена знаменитая по тому времени Бабиновская дорога, соединяющая Русь с Сибирью.

В ноябре 1599 года вышел Указ царя Бориса Годунова основать ямскую станцию между городом Соликамском и Верхотурьем. Согласно этому Указу на реке Ляля было основано первое русское селение Лялинский караул с. Лялинское, ныне Караул. Позднее, западнее, в десяти верстах от нынешнего селения Павда, на речке Черная, где она пересекала Бабиновскую дорогу, была основана Павдинская застава.

Более 100 лет проезжающие Сибирь по Бабиновской дороге промышленные люди не думали, что попирают ногами богатую местность, где почти на поверхности земли были залежи железной и медной руды.

Только в 1973 году верхотурский житель Заварин исследовал местрождение медных руд по рекам Ляля и Лобва.

В этом же году на реке Ляля начали добычу медных колчеданов и на речке Каменка около Караула заложили Лялинский медеплавильный завод. Через пять лет запасы руды на реке Ляля иссякли, но в 1729 году жители села Коптяки Влас Коптяков и его сын Сидор открыли в верховьях реки Лобва на Конжаковском камне два новых медных рудника.

К концу XIX столетия в Росии, особенно в центральной южной части, уже было широко развито железнодорожное сообщение. Николаево-Павдинский округ не нашел прямого выхода на рынок сбыта и был вынужден свертывать свое производство. По этой же причине округ не мог конкурировать при освоении лесов, своего основного богатства - "зеленого золота". Хотя отдельные заготовки древесины в бассейнах реки Ляля были еще в 1713 году, когда в лесах нашего района было срублено и отправлено на строительство Петербурга две тысячи кедровых деревьев. Лиственную древесину в небольшом количестве поставляли отсюда и в знаменитый итальянский город - Венецию, а также на нужды российской армии после разорительной Крымской войны, чтобы заменить дубовые лафеты на лиственничные.

В 1902 году округ общей площадью 330 000 десятин земельных угодий перешел к астраханскому промышленнику, купцу первой гильдии Константину Петровичу Воробьеву. Он от станции Выя вглубь лесов округа на расстояние свыше 70 верст строит узкоколейку - железную дорогу. На конечной станции этой дороги Воробьев строит и пускает в действие четырехрамный лесозавод. Поселок, возникший около завода, получает название Лесопильный. Сюда же из Павды переводится управление округом.

В послевоенные годы близ восточной стороны Николае-Павдинского округа владельцы соседнего Богословского округа построили от станции Гороблагодатская до Надеждинского завода ширококолейную железную дорогу, которая открывала большие возможности для доставки пиломатериала к потребителю. При пересечении Богословской железной дорогой рек Ляля и Лобва в 1905 году создаются одноименные железнодорожные станции.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ "ЛОБВА"

По информации краткого топонимического словаря А.К. Матвеева «Географические названия Урала» происхождение названия реки Лобва, очевидно, из Лопва. Для сравнения приведем название р. Лопва в Коми-Пермяцком автономном округе (правый приток р. Коса), которое по-коми-пермяцки звучит Лопва. Топоним состоит из коми-пермяцких слов «лоп» – «древесный хлам, сор в реке» и «ва» – «вода».

К этой же группе названий, вероятно, относится Лопья (левый приток р. Южная Кельтма в Коми-Пермяцком автономном округе), где окончание «я» – русская переработка коми «ю» – «река». Мансийское название тождественно - «Луопья», где «лупи, лоп, лопи» - «бурелом, валежник» и «я» - «река».

Есть еще два варианта происхождения этого названия. Первый повествует о том, что слог «лоб» означает – «камень», слог «ва» на языке Коми значит «вода». Этому есть подтверждения, так как в верховьях реки берега зажаты между массивными лесистыми скалами и течение очень быстрое. Недаром в словарях Лобва обозначена как горно-таежная река. Она берет свое начало недалеко от горы Конжаковский камень и является левым притоком реки Ляля. На протяженности всех своих 13 горных километров (из общей длины 222 км.) река имеет разный характер течения, но никогда не оставляет равнодушным. То она течет угрюмо и грозно, ее русло сильно петляет, перекаты каменистые и мощные, а по берегам растет густой кустарник. Местами встречается песчаный мыс, а в заливах плещется рыбья молодь. По берегам распростерты зеленые чистые поля и водятся трясогузки, утки и кулики.

По сведениям из справочного издания А.С. Лаптева «История географических названий Руси» название реки Лобва происходит от народной легенды.

Эта река с интересным названием входит в тройку самых известных рек Зауралья: Сосьва, Лозьва и Лобва. Эти реки, как и многие другие, имеют окончание – «ва», которое на языке коми означает «река». Реки с названиями на – «ва» образуют ареал, довольно-таки большой по площади, но имеющий четкие границы, обусловленные современным или былым проживанием народа коми.

С первой частью названия – «лоб», что означает «рыбная», связана следующая народная легенда. В давние времена, когда река еще не имела названия, проплывал по ней богатый купец со своей многочисленной свитой. Стояла хорошая погода, светило яркое солнышко, вода была до того прозрачной, что в некоторых местах было видно дно. Купец стоял и смотрел на водную гладь как зачарованный.

Настало время обеда. Много вкусных блюд приготовил ему повар, но купцу захотелось свежей рыбки. И хотя на лодке они перевозили много рыбы, капризному и своенравному купцу захотелось рыбы именно из этой речки. И он приказал наловить ее ему к обеду. Но сколько слуги ни старались, сколько раз ни забрасывали невод, ничего у них не выходило. Рассердился купец, затопал ногами, замахал руками и велел своим слугам во что бы то ни стало наловить рыбы.

Делать нечего, стали мужики думу думать, как же им наловить хоть немного рыбки в этой реке. И, наконец, решили они пойти на хитрость. Самый смелый и ловкий мужик пробрался к рыбным запасам и начал выкидывать рыбу за борт. Так как она перевозилась в бочках с водой, то была живая. И как только рыбешки попали в речную воду, то сразу попытались уплыть, но проворные мужики не дремали и неводом стали ее ловить. Позвали купца, чтобы он мог своими глазами наблюдать за ловлей.

Купец остался доволен и щедро наградил смекалистых рыбаков. С тех пор в этой реке стало водиться много рыбы, потому что некоторые проворные рыбки все же уплыли и, спустя некоторое время, расплодились. И теперь уральцы добрым словом вспоминают купца-самодура, который, сам того не ведая, развел в реке рыбу.

Река славится тем, что в ней обитает редкий вид промысловой рыбы – толстолобик. Это очень вкусная рыба. Лобва – судоходная река. По ней перевозится огромное количество грузов, что играет немаловажную роль для городов, расположенных на ее берегах.


ЛОБВА - КАК ЭТО БЫЛО

В 1903 году началось строительство Богословской железной дороги широкой колеи протяженностью в 182 версты (194 км).

Строительство началось с юга от Кушвы, где уже была проложена железная дорога на Пермь, и с севера от Надеждинского завода (Серова) навстречу друг другу.

На сооружение земляного полотна железной дороги были наняты тысячи местных и приезжих крестьян со своей тяговой силой - лошадьми. Прокладку рельс производили железнодорожные рабочие и солдаты-путейцы.

При пересечении реки Лобва Богословской железной дорогой была основана одноименная станция Лобва.

По административно-территориальному делению станция Лобва относилась к Пермской Губернии Верхотурского уезда Караульской волости.

Девятого ноября 1905 года было официально открыто временное движение по Богословской железной дороге, и эта дата является днем основания станции Лобва и поселка при ней. Все поезда, следующие через станцию Лобва, обязательно здесь делали остановку и пополняли запас дров и воды. Для чего действовали водонасосная установка и водонапорная башня, от которой вода шла в распределительные колонки межстанционных путей.

Первые пять лет при станции были лишь три казармы железнодорожных служащих и один частный дом. В марте 1910 года вблизи станции на противоположной западной стороне от железной дороги было начато строительство Воробьевского лесопильного завода.

В последующие годы поселок застраивался на отдельные изолированные микрорайоны, и в результате этого каждый из них именовался согласно топосъемке (место, время).

Около завода возводились бревенчатые казармы на 8 или 16 номеров (комнат) с общим коридором для рабочих. Для служащих лесозавода строились казармы на 2,3,4 номера. При этом рамы в окнах, где жили рабочие, были из мелкого стекла, как бы решетчатые, а для служащих - обыкновенные.

Все эти постройки располагались на 4-х небольших линиях (концах) правильной планировки и были под общим названием «Заводской поселок». И вся эта жилая площадь была застроена на сильно заболоченной местности.

Помимо жилья в Заводском поселке Выли выстроены контора лесозавода, здания лесничества, пекарни, бани, холостяцкого общежития. После 21 ноября 1910 года была открыта «Кутузка» (полицейский участок) во главе с урядником. Особняком здесь, стоял дом с мансардой и озером управляющего лесозаводом.

По другую сторону железной дороги за вокзалом шло индивидуальное строительство жилья. Здесь застройка шла хаотично, и строили домики-бараки в основном из отходов лесопиления одновременно на нескольких улицах, объединенных в один так называемый поселок «Теребиловка». С южной стороны около лесозавода с 1912 года застраивался Заозерский поселок из двух улиц. Домики также были выстроены из отходов лесопиления.

К северу от завода при реке Лобва возводились жилые постройки на Средней и Верхней Гавани. К станции Лобва с востока был проложен Романовский тракт, по которому было освоено до 15-ти переселенческих поселков. С западной стороны к станции подходил Воробьевский тракт, проложенный для кратчайшего пути на Лобву от Старой Ляли. С севера был проложен «подъездной путь» - дорога, идущая от с. Коптяки на д. Лопаево и далее на Лобву.

Так сложился так называемый «Лобвинский куст», и жители окружных селений по различным обстоятельствам час­то посещали поселок при станции Лобва. В 1914-1916 годы за Теребиловкой на речке Лямпа был выстроен второй поселковый лесозавод товарищества «Барри и Железняк» с собственным жильем. Строения этого лесозавода, объединенного в один небольшой микрорайон в 1917 году, назвали поселок «Никольский». Но работа на этом лесозаводе продолжалась недолго, а затем вовсе прекратилась.

На это время Лобва стала волостным центром, и в поселке проживало не более 3000 человек.

В 1926-1929 годы между Никольским поселком и Теребиловкой было выстроено до десяти 2-этажных домов из бруса с общей кухней на 4 квартиры. После казармы и бараков квартиры в этих домах считались наилучшими, и в них в первую очередь селили семьи ударников труда и служащих лесозавода. Этот новый микрорайон назвали «Первомайский поселок»

В 1925-1926 годы поселок Теребиловский подразделили на улицы Ханкевича, Советскую, Малобереговую, Почтовую, Кабытова, Пролетарскую, Уральскую.

В 30-ые годы в Лобве на основе лесопиления создавались цеха механической обработки древесины, и был открыт крупнейший на Урале леспромхоз, лесоучастки которого от Лобвы вверх по реке были на расстоянии до 80 км.

В поселке возросла численность населения до 7,5 тысяч человек, в основном за счет жителей окрестных селений и приезжих из Вятки, Казани и других областей страны.

Образованы новые улицы частной застройки: Белицкого, Христофорова, Средняя Христофорова, 1 Марта, Верхняя Христофорова, Ежова (Серова), железнодорожный поселок (улицы).

В восточной части около хутора «Заря» был выстроен в кратчайшее время спецпоселок из семи улиц. Жилая площадь на 1939 год была недостаточна, и население было сильно уплотнено. Не было водопровода и канализации. На весь поселок с 1936 года была одна артезианская скважина в Заводском поселке (действует и ныне).

Жители ближайших к реке улиц пользовались речной водой. В плачевном состоянии были и поселковые дороги. Грязь и слякоть в ненастное время года была на многих улицах поселка. Чтобы избежать этого, стелили деревянные тротуары, а наиболее разбитые дороги засыпали отходами лесопиления и деревообработки.

Но зато еще чисты были вода в реке Лобва. по берегам которой в летнее время луга были в буйной заросли высоких трав, водилось много рыбы, водоплавающей дичи. Богаты были и окрестные леса промысловой дичью, а также различными ягодами и съедобными грибами.

В вятских деревнях о нашем поселке даже ходила прибаутка, что, якобы, «там булки хлеба на деревьях растут». Под этим подразумевался плодоносящий кедр, так как собранный кедровый орех обменивали на дефицитную в то время муку.

 

Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного

Храм во имя святого апостола Андрея Первозванного


В 1993 году в поселке Лобва на территории Новолялинского района был открыт молитвенный дом во имя Святого Апостола Андрея Первозванного. Разместился он в небольшом каменном приспособленном здании. Шло время, и жители поселка решили: надо построить настоящий храм. В 2000-м году на нужды будущего церковного строительства стали поступать первые пожертвования. В 2003-м число благотворителей существенно возросло: в Екатеринбург на несколько дней были привезены святые мощи первого ученика Христова, и лобвинцы вместе со всеми уральцами выстаивали многокилометровую очередь у Свято-Троицкого Кафедрального собора, дабы поклониться святыне.

Сам Святой Апостол оказал церковному строительству молитвенную помощь. Свою лепту на возведение храма внесли сотрудники поселковой администрации, железнодорожники, работники лесопромышленного объединения, представители целого ряда муниципальных и частных предприятий, множество простых жителей Лобвы. Для сбора средств на церковное строительство в Лобве провели несколько благотворительных марафонов.

Строительство церковного здания из деревянного бруса было в целом завершено в 2005 году, к столетнему юбилею поселка. Помещение достаточно вместительное, площадь его более ста квадратных метров.

Настоятель Храма во имя святого апостола Андрея Первозванного - отец Павел.

Адрес: 624490 Свердловская обл., Ново-Лялинский р-н, пос. Лобва, ул. Христофорова, 11 Телефон: (34388) 3-63-94.

 

Православная энциклопедия Древо: «АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ»

 

Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного


 
Реклама
 

No Flash!
Опрос
Какие наказы избирателей наши депутаты должны выполнять в первую очередь?


Произведения местных поэтов

Поселок родной, сердцу нашему дорог

Наш поселок в тайге притаился,
На просторах уральской земли.
И народ здесь работный селился,
Лес рубил для огромной страны.

И название за ним закрепилось,
В честь спокойной уральской реки.
Она буйной весной становилась,
Лобвой звали ее старики.

Также Лобвой поселок назвали,
Здесь построили лесозавод.
А в округе тайгу вырубали,
И работой был занят народ.

А в лихие военные годы,
Был построен спиртовый завод.
Одолел народ наш все невзгоды,
И пошел со страною вперед.

Мы с восторгом теперь вспоминаем,
Годы тех знаменитых побед!
Но при этом печально вздыхаем -
Почему-то в нас радости нет…

Развалили совхоз наш сначала,
Разорили спиртовый завод.
Власть на это спокойно взирала,
Вот и кончила лесозавод!

Умирает тихонько поселок,
Зарастают в округе поля.
Не увидишь теперь новоселов,
Молодежь поразъехалась вся.

Пол района уже опустело,
Нету многих больших деревень!
Лобва тоже почти захирела,
Ожидая свой траурный день…

И какая нас ждет перспектива -
У какого пророка спросить.
Неужели так и будет Россия,
Все под гору по жизни скользить…

Юрий Конев.


«Нерентабельные» жители

Мы не знали счастливого детства,
И достойной нам старости нет.
Унижение, нужда по соседству
С нами рядом до нынешних лет.

Одолели разруху и голод,
Сопряженные с тяжким трудом
И на знамени красном был молот
В перекресте с крестьянским серпом.

Как жестоко мы все ошибались,
Веря в счастье свое и детей.
Где ошиблись мы, где просчитались
Растащило страну воронье.

Нас унизили, нас обокрали.
Стали нас за людей не считать.
И за что отцы кровь проливали,
Нам, их детям, уже не понять!

А.Н. Канаш.


Монумент бессилия власти

Шумел завод и жизнь кипела.
Работой занят был народ.
Теперь округа онемела -
И не свистит «родной» гудок...

И трубы - словно часовые,
У ТЭСа преданно стоят.
И нас «зовут» к себе, родные,
И попыхтеть дымком хотят.

Вот третий год, как «обанкрочен» -
Стоишь в безмолвной тишине.
Но все-же ты не весь «изношен»
И пользу мог бы дать стране.

Цехов пустых глазницы окон
Пугают черной глубиной.
И мы проходим как-то «боком»,
С «тяжелым» сердцем пред тобой...

Был создан ты в «лихие» годы.
Для нужд военных, для страны.
Теперь же - брошенный народом,
Ты тихо ждешь своей «тризны»!?

Прости завод. Но мы бессильны!
Судьбу твою вершат в «верхах».
Мы можем, только труд посильный,
Лишь «принести» в своих руках...

Юрий Конев.

Афоризмы

Пословицы

Полезные советы