Главная arrow Все новости
 

. . . Главное меню . .

ГлавнаяНовостиСтатистикаРазвитие округаЛетописьИсторияМеждугородные рейсыДвижение поездовСправочнаяВидео блогКонтакты

Авторизация






vasha_reklama.gif

Анекдоты


Приметы

Интересные факты

«Дорога жизни» Росселя, Мишарина, Куйвашева

Печать E-mail
(1 голос)
Автор Administrator   
15:10:2015 г.

«Дорога жизни» Росселя, Мишарина, Куйвашева

 

images/stories/adm/ogibenin.jpg

Как проект трех губернаторов поменял жизнь в маленьком свердловском городе

 

Долгожданный транспортный проект улучшил жизнь Ивделя. Но изменения ощутили далеко не все

 

С чьей подачи к дороге «Ивдель – ХМАО», которую строили с 2005 года подряд три свердловских губернатора, приклеилось название «дорога жизни» – никто уже и не вспомнит. Считалось, что она вдохнет новую жизнь в умирающую северную часть региона. Движение по дороге открыли 18 октября 2013 года нынешний свердловский губернатор Евгений Куйвашев и глава Югры Наталья Комарова. Но после этого трассу еще долго доделывали: укладывали второй слой асфальта, расставляли придорожные столбики, оформляли съезды. В июле 2015 года стало ясно: все было не зря. Трассу Тюмень – Ханты-Мансийск неожиданно размыло, и весь поток автотранспорта с отрезанных водой Югры и Ямала хлынул на «большую землю» через север Свердловской области. Трасса «Ивдель – ХМАО» оправдала свое прозвище. Стала ли она при этом «дорогой жизни» для самого Ивделя и его жителей? Корреспонденты Znak.com попытались найти ответ на этот вопрос, окунувшись на несколько дней в жизнь северного города.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2591(1).JPG

Петр Соколюк

 

От Екатеринбурга до Ивделя порядка 530 километров почти строго на север. Добраться можно на поезде или машине. В последнем случае это восемь часов за рулем (и больше). Когда-то был еще вариант – самолетом. Они летали регулярно, и добраться до северной окраины региона можно было за два часа с небольшим. Но уже много лет как регулярного пассажирского авиасообщения с Ивделем нет. Хотя аэропорт сохранился. У обанкротившегося Второго свердловского авиапредприятия его сначала выкупили челябинцы, а уже у них – ООО «Уралавиа», за которым стоят бизнесмены из Нижнего Тагила.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2597.JPG

Летом этого года в свердловском правительстве заговорили о совместном с УГМК проекте по возобновлению регулярного авиасообщения с Ивделем («медники» разрабатывают здесь три карьера – Терньер, Шемур и Новый Шемур). Для этого предлагалось использовать легкомоторные девятнадцатиместные самолеты L-410, выпускаемые чешским предприятием «Let Kunovice» (Aircraft Industries).

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2605(1).JPG

Василий Оборин

 

«Регулярное авиасообщение c Ивделем всё равно должно быть, почему мы смотрим на Аляску, где маленькие самолеты ходят? – нынешний комендант ивдельского аэропорта Сергей Лунев с готовностью поддерживает идею. – Ивдель это такая точка… нужная. Отсюда можно летать по всем поселкам: в Саранпауль, в Няксимволь в Ханты, у нас в Понил. В Понил, кстати, дороги вообще нет. Люди зимой на «Буранах» 80 километров сюда через тайгу за продуктами едут». Впрочем, он уверен, что чешские L-410 пока не нужны – «не выгодно». «Начать с пятиместных, маленьких. Недавно к нам на таких рыбаки прилетали, у них база на Балтыме. Австрийский 100-сильный двигатель Rotex на перелет от Екатеринбурга тратит всего 100 литров 95-го бензина», – рассказывает собеседник.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2606.JPG

Особая гордость Лунева – устланная в советское время железными плитами взлетная полоса, которую удалось сохранить и поддерживать в рабочем состоянии. «Такой даже в Югорске нет», – уверяет комендант. Недавно он летал в гости и сломал «на буграх» шасси своего самолета, сейчас тот стоит в ангаре на ремонте.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_3052.JPG

В мечтах авиатора – снести покосившееся деревянное здание старого аэропорта, построить новое и создать на этой площадке современную перевалочную базу для туристов, отправляющихся на знаменитый перевал Дятлова и Маньпупунер – с гостиницей, стоянками для самолетов и машин, заправкой, ремонтными мастерскими.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2607(1).JPG

Ивделей на самом деле четыре. Город, как лоскутное одеяло, соткан из поселков, формировавшихся вокруг важных узлов: железнодорожного вокзала, администрации, гидролизного завода и леспромхоза. Последние две точки много лет как не существуют, люди вынуждены жить с видом на заброшенные заводские корпуса и действующие колонии (только в этой части города их две: общего режима ИК-62 и особого – ИК-63; а вообще четыре, и раньше было еще больше). Кажется, что Федор Бондарчук вполне бы мог здесь снять свой «Сталинград». Зачем режиссер ленты «Тайна Перевала Дятлова» Ренни Харлин снимал виды Ивделя в Хибинах – вообще загадка. На месте у него все получилось бы еще пугающе и, главное, полностью аутентично.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2612(1).JPG

«Я каждый раз оттуда с сердечной болью приезжаю», – признается глава Ивделя Петр Соколюк. Самая большая проблема – два десятка деревянных двухэтажных бараков, строившихся заключенными посреди болота в пойме реки Лозьва как раз в год трагедии на Перевале Дятлова. Так тогда было устроено, что выгребные ямы для нечистот сделали прямо под домами. Как следствие, через пять десятков лет бревенчатые стены превратились в труху с дурным запахом. Кто из жителей мог, тот уезжал оттуда. Их место занимали люди из вымирающих таежных поселков и бывшие заключенные, решившие после освобождения остаться в Ивделе. «Контингент, конечно, там сейчас соответствующий. 60% – люди, так скажем…», – Соколюк так и не смог подобрать корректного слова.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2613.JPG

Мэр вспоминает, как в 2004 году сделал первую попытку переселить людей из этих районов: «Пошел к Алексею Петровичу Воробьеву, он тогда был премьером. Говорю: “Надо бы два 80-квартирных дома построить”». Его отправили обсчитать сметы, потом сменился премьер, потом губернатор, потом еще раз и тот, и другой. Приемлемое решение нашли несколько лет назад. По программе переселения из ветхого и аварийного жилья скупают в этих же поселках квартиры в более крепких кирпичных и панельных домах (их там тоже два десятка). Единственное условие для прежних владельцев – перед продажей сделать косметический ремонт, сменить окна на пластиковые, двери и погасить все коммунальные долги. Деревянные бараки сразу после расселения пускают под снос. «Девять домов уже снесли. Один, правда, не мы, пожар помог, – говорит Соколюк. – Освободившиеся земельные участки отдаем под дачное строительство льготным категориям».

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2626.JPG

Гостиница «Ивдель», номер «45». Когда-то единственный «люкс», где селили губернаторов

 

Жители Ивделя-4 (леспромхоз) себя называют «дачники». При этом криво усмехаются. В последний раз я был здесь в 2013 году, и за это время внешний вид поселка стал куда лучше. Кирпичные и панельные дома сверкают новыми стеклопакетами в окнах, крыши подлатаны. Но местные обитатели все равно настроены негативно, считая, что власть их бросила. Они с ностальгией вспоминают о советских временах, когда здесь перерабатывалось до полутора млн кубометров древесины, местный леспромхоз считался крупнейшим в стране и обеспечивался всем необходимым соответственно статусу.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2642.JPG

Лариса Макрушина

 

«Работы нет. У кого есть, зарплата 5-7 тыс. [рублей в месяц]. Хватает только на коммуналку. Молодёжь уезжает, и правильно – делать здесь нечего», – констатирует женщина средних лет, с которой мы разговорились на улице. Она пенсионер ФСИН, ее сын выучился «по банковскому делу», вернулся в Ивдель и сейчас вынужден работать не по специальности «с компьютерами».

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2661.JPG

Замечаю юношу, раскатывающего по поселку на новеньком спорт-байке. Рассказывает, что самая престижная работа в Ивделе – в системе ГУ ФСИН. «Те, кто на вышках стоят в колониях, – 15-17 тыс. получают, офицеры больше – могут и 40 тыс.», – рассказывает он.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2667.JPG

Молодежи по вечерам заняться нечем. «Чем занимаемся? Так, ничем. Собираемся, по улицам ходим – и все». На прямой вопрос – «пьете?» –улыбается. Знает, что в центральной части Ивделя работает военно-патриотический клуб «Шанс», но говорит, что туда не ходят.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2671.JPG

Оба моих собеседника утверждают, что с пуском трассы на ХМАО их жизнь никак не поменялась. «Слишком далеко мы от этой трассы», – констатирует женщина.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2677(1).JPG

Настроения жителей центральной части Ивделя, через которую собственно и проходит «дорога жизни», диаметрально противоположные. «Жизнь меняется, город становится комфортнее, – считает предприниматель Василий Оборин. – До дороги такой замерший был городок, без жизни. Даже по моде было видно, она у нас отставала на год примерно от Екатеринбурга». Он владеет строительным магазином, недавно открыл ресторан. «Проводим модные вечеринки, ди-джеев привозим из Екатеринбурга, танцовщиц, живой звук, – рассказывает Оборин. – Пытаемся соответствовать, люди здесь тоже хотят чувствовать себя на уровне мегаполиса».

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2682(1).JPG

Ресторан называется «Губерния». Находится в глубине центральной части Ивделя, достаточно далеко от трассы. Интерьер, меню и цены, – субъективно, достойные. Среди постоянных клиентов, как удалось выяснить, бывает даже глава города Соколюк. «Губернатора еще не принимали», – смеется Оборин. Несмотря на то, что затраты на ресторан (12 млн рублей) еще не окупились и заведение ближайшие четыре года будет работать «в ноль на кредит», предприниматель планирует заполучить участок вдоль трассы – «кафе там, гостиничку открыть». Уверяет, что дело того стоит.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2685.JPG

Соколюк с ним согласен. «У нас есть такой предприниматель – Похлебаев, перед въездом в город он построил кафе со стоянкой. Там у него постоянно люди, машины. Еще ни разу не сказал, что зря построил. Идем дальше. В самом городе люди постоянно останавливаются у магазинчиков, водичку там, еще что-то взять. С другой стороны, на выезде [Владимир] Огибенин (его компания «Магистраль» строила дорогу Ивдель – ХМАО, – прим. ред.) гостиницу с кафе и автомойкой поставил. Рядом с ним возле заправки «Лукойл» еще один предприниматель сейчас строится», – описывает глава города растущие инвестиции.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2687.JPG

Считает, что ЧП на трассе Тюмень-ХМАО в июле этого года помогло Ивделю. «Спрашивал тут у нашего местного предпринимателя, у него заправка. Говорит, что за эти дни в три раза больше пошло топлива. Зарабатывал раньше в день 40 тыс. рублей, в эти дни – 120 тыс.», – говорит Соколюк. По его наблюдениям, после июльских событий поток транспорта через Ивдель поднялся еще на 10-15%. «С дорогой познакомились и пошли через нас. Видят же, что через Тюмень и Богданович дольше. Сейчас вижу появляются: 72-й регион – Тюмень, 116-й – Татарстан, Пермь здесь часто ходит – бензовозы, газ возят, Башкирия. Недавно считали машины: за четыре часа прошло полторы тысячи», – доволен Соколюк.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2696.JPG

«Мы сейчас работаем в основном за счет федеральной трассы в ХМАО, – подтвердила хозяйка гостиницы «Ивдель» Лариса Макрушина. – Как только асфальт положили, все северяне едут к нам. Начиная с конца мая, в отпускной сезон, с полной нагрузкой и бронированием. Даже я надеваю форму – и марш заправлять кровати». Под этот поток два года назад Макрушина затеяла реконструкцию, перестроив весь третий этаж гостиницы. Раньше здесь был только один люксовый номер «на одного начальника» (в 2010 году во время лесных пожаров здесь жил губернатор Александр Мишарин). Сейчас их семь – все перестроены из прежних четырехместных. «Северяне их охотно берут. У них есть деньги, и они хотят отдыхать комфортно», – говорит Макрушина.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2710.JPG

В ее гостинице, к слову, останавливалась и съемочная группа Харлина. «Очень аккуратные, вежливые, с переводчиком», – вспоминает женщина. Правда, признается, что сам фильм ей не понравился – «не досмотрела даже, выключила». В 2016 году она планирует сертифицировать гостиницу, получив три или четыре звезды. Говорит, что было бы проще, если бы при гостинице сохранился ресторан, работавший в советское время в пристрое. Сейчас там детская библиотека. «Пусть лучше они будут», – соглашается моя собеседница.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2711.JPG

Неподалеку располагается детская школа искусств, куда в 2013 году привозили губернатора Куйвашева, приехавшего решать вопрос по достройке трассы Ивдель – ХМАО. Строится новое здание историко-краеведческого музея. «Пусть лучше мы какую-то теплотрассу не переложим, но музей должен быть. Я считаю, что мы должны работать для людей будущего. Человек – он же, как птичка, прилетел сюда, посмотрел, что хорошо, и остался», – аллегорично объясняет Соколюк.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2968.JPG

Центральная часть города, через которую проходит весь транзитный поток, ухожена. Фасады домов подновлены, все балконы однотипно застеклены, на крышах уложена свежая металлочерепица. «Могли бы шифером, но это вчерашний день. Делаем на условиях софинансирования с жителями. С квартиры выходит примерно 15 тыс. рублей», – раскрывает секрет Соколюк. Цены на жилье назвать низкими нельзя. Стоимость трехкомнатной квартиры в зависимости от состояния дома и самого жилья колеблется здесь в районе 1-1,5 млн рублей (в соседнем Волчанске – в два с половиной раза дешевле). Недавно, оттеснив местный бизнес, эту часть Ивделя принялись осваивать крупные продуктовые сети – «Монетка», «Магнит». Здесь же офисы у банков, операторов связи. Город похож на Югорск в соседнем ХМАО. «Я был у них в гостях в 2004-м. У них бюджет раз в десять выше моего», – подчеркивает Соколюк.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2971.JPG

Вспоминаю о том, что после открытия трассы из ХМАО в Ивдель потянулся было «северный» криминалитет. Летом 2014 года в СМИ мелькала информация о визите «смотрящего» за Няганью Андрея Ткаченко (Ткача). В ответ услышал, что шансов у пришлых не было. Во-первых, местные авторитеты «не хуже». Во-вторых, ивдельские зоны «красные», то есть контролируются администрациями, а не воровским сообществом.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2972.JPG

Несмотря на то, что транзитный транспорт идет сейчас по центру города и поток его нарастает, местные власти не намерены поднимать вопрос о строительстве объездной автодороги. «Стоимость обхода три года назад была 2,5 млрд рублей. Там большой путепровод, надо переходить железную дорогу, автомобильную и реку. Но я так понимаю, что есть более важные вещи. ЕКАД вокруг Екатеринбурга, город задыхается. Можно добавить дополнительные нитки полос на участке от Нижнего Тагила до Серова. Поэтому я сказал Евгению Владимировичу [Куйвашеву]: готов, мол, потерпеть, не стройте обход, дайте только немножко денег на восстановление полотна в городе, которое будет разрушаться», – говорит Соколюк. Судя по всему, так он намерен поддерживать бизнес, осваивающий придорожные сервисы.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_2975.JPG

При этом на то, что трасса станет градообразующим предприятием, мэр надежд не возлагает. Бюджет Ивделя сейчас 620 млн рублей, из которых половину, что относительно неплохо, зарабатывает сам муниципалитет. Однако в структуре доходной части львиную долю занимает бюджетная сфера: ФСИН, полиция, прокуратура, врачи, учителя. Бизнес дает примерно 40%. Основные работодатели – Линейно-производственного управление «Газпром трансгаз Югорск» (800 сотрудников), УГМК (400). Из всей лесной промышленности остались предприниматель Сергей Гуляев (перерабатывает около 200 тыс. кубометров древесины в год) и Сергей Дмитриев (работает в Полуночном, перерабатывает около 20-25 тыс. кубометров древесины). Мелкий и средний бизнес, тот самый, на долю которого приходятся придорожные заведения, составляет в Ивделе всего 10-15%.

http://znak.com/images/uploads/images/DSC_3005.JPG

«Был бы выбор – построить завод на 400-500 работающих или пустить дорогу, я бы выбрал завод. Это все-таки рабочие места, налоги. Транспорт – это что-то такое проходящее, можно сказать даже, определенный баланс пользы и вреда», – признается Соколюк. Одной дороги, чтобы выжить, Ивделю не хватит.

 

Информация: «Znak.com»

 

 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители сайта, если тема статьи интересна для Вас - выскажите личное мнение по этой проблеме! Комментарии зарегистрированных пользователей публикуются автоматически. Допускаются анонимные комментарии, нужно только в поле «Имя» ввести псевдоним автора!


« «Вот моя койка, внизу, у окна»: Дмитрий Лошагин устроил экскурсию по новолялинской колонии   Что вы не успели сделать до снега? »
Реклама